Сначала надо заметить по оптимальности. Методами линейного программирования считают цифры. Цель советской экономики — удовлетворение потребностей общества. Эти потребности оцифровываем и подсчитываем, находим оптимальное соотношение. И тут Федоренко умалчивает о том, как оцифровать наличные ресурсы и потребности. Он предлагает ввести плату за природные ресурсы, мол, это поможет беречь природу, улучшит экологическую обстановку. А как определить размер платы? У нас нет рынка, то есть, размер платы будут вводить люди, используя различные критерии, каждый раз по-своему. Эту плату надо согласовать. Кто с кем будет согласовывать? По сути, у СОФЭ та же проблема, которая убила ОГАС, что бы ни говорили их защитники: цифровые данные дают люди для людей. К примеру, лес имеет площадь, объём древесины, производительность кислорода, урожайность ягод, насекомое население и прочее. Только ли этими цифрами исчисляется его ценность для нас? Какая цифра даст нам решение, что делать с этим лесом? Одна цифра не даст, но какая совокупность каких цифр даст однозначное решение? Мир многолик, многоцветен, многозначен, но решение человека однозначно: быть или не быть. Оптимально ли это решение? Оптимально решение быть или оптимально решение не быть? И тут мы наткнулись на то, что оптимального плана не может быть, и оптимального функционирования экономики не может быть, как бы ни изощрялся Федоренко. Но при этом можно оптимально раскроить фанеру и нужно это делать.
Но оптимальный научный пошаговый план до коммунизма невозможен по другой причине. Мы изменяем мир. Вот сейчас мы в данных условиях решаем его изменить, действуем в соответствии с решением, и изменяем. Но мы не знаем, какие условия получим, изменив, потому что это будет другой мир, не тот, в котором мы были раньше.
Ну вот например, надо было решить проблему голода в России, но пока её не решили, не знали, как будет себя вести сытое общество, и поэтому нельзя было планировать, что делать, когда насытимся. И таких сторон очень много.
Означает ли сказанное, что планирование бесполезно? Нет, конечно. Ну вот например, чтобы решить проблему голода, надо было составить план при наличных условиях производства машин, распределения людей и других ресурсов и много ещё чего. При решении конкретной задачи есть конкретные условия и можно составить конкретный план. По достижении результата надо исходить из новых условий, которые могут быть не только количественно, но качественно новыми и потребуют качественно других планов.
Поэтому, кстати, когда историки всерьёз принялись за изучение советского производства, возник вопрос "А была ли советская экономика плановой?", но это немного другая тема.