abzads (abzads) wrote,
abzads
abzads

Category:

Основная трудность богачей

Ландберг завершает книгу следующей сентенцией:

Основную трудность, с которой сталкиваются богачи, мы ещё не указали полностью. Трудность эта состоит в том, чтобы проникнуться сознанием необходимости своих действий (и заставить весь мир согласиться со своей собственной оценкой этих действий), стараясь в то же время предотвратить множество взрывов и провалов в социальной системе, отжившая структура которой непрерывно испытывает перенапряжение в связи с внедрением новой техники выколачивания прибылей и ростом жестокой конкуренции извне. Положение, в котором находятся современные богачи, какой-нибудь учёный мог бы остроумно назвать "небезопасным".

Что касается их действий, то они в основном сводятся к господству, прикрытому различными эвфемическими наименованиями. Временами, как об этом свидетельствует справочник "Who's Who", притязания богачей на выполнение определённой функции носят более открытый характер, а сами богачи лезут из кожи вон, стремясь изобразить себя финансистами, инвесторами, предпринимателями в новых отраслях промышленности, филантропами и т.п. В конечном счёте финансист — это всего лишь ростовщик, инвестор — человек, который владеет активами, приносящими доходы ему же, предприниматель в новых отраслях промышленности — то, кто развивает данную отрасль промышленности в собственных интересах, а филантроп — это человек, действующий из любви к человечеству. Хотя любовь к человечеству — качество похвальное, оно не служит признаком какой-либо конкретной специальности, ибо понятие "человек" или "человечество" — только абстракция. В жизни никто никогда не сталкивается в "человеком" вообще, а лишь с конкретными мужчинами, женщинами и детьми. Некоторые пытливые наблюдатели спрашивают: нельзя ли попросить кое-кого из самозваных любителей человечества не сидеть больше на шее у мужчин, женщин и детей?

Как мы уже видели, действия богачей чаще всего выражаются в словах, которые означают ту или иную форму господства... (конец цитаты)

Верно подмечено. Казалось бы, человек начинает подгребать себе деньги для удовлетворения собственных мелких потребностей: побольше и повкусней поесть, одеться модно, жить в комфорте, — но одно связано с другим, он обнаруживает, что остановиться невозможно, что останавливаться нельзя, потому что в сущности нужны и важны не деньги, но власть, которая связана с процессом обогащения. Поэтому Форды могли спокойно продавать акции своим рабочим, потому что распылённые 90% ничего не решают против сконцентрированных 10%, потому что власть оставалась у Фордов, хотя бы рабочие получали частичку титула собственников. Форды могут обманывать рабочих, указывая на деятельность нанятых управляющих, которые на 90% трудятся в интересах мелких совладельцев и лишь на 10% — в интересах крупных, но управляющие смотрят в рот всё тем же Фордам, потому что распылённые 90% не имеют значение в сравнении с концентрацией 10%. Не распылённые мелкие акционеры, а сосредоточенные Форды могут казнить и миловать управляющих.

Одно неотделимо от другого, получение прибыли невозможно без власти над капиталом, власть выражается в получении прибыли. С течением времени, с развитием общества, с накоплением капитала обнажается сущность власти капиталиста. Говорят, что власть капиталистов заставляет рабочих производить прибыль, но по мере накопления капитала проявляется основное: она запрещает работать всем остальным. Поэтому всеобщий закон капиталистического накопления из соответствующей главы "Капитала" — основной закон.

Человек лишь постольку человек, поскольку он трудится, изменяя вещество природы. Для этого ему нужны предметы труда и орудия труда (привет всем услуготоварникам). Задача и метод действия капиталиста — отобрать у человека предметы и орудия труда. По мере накопления капитала доступ к орудиям и предметам труда становится привилегией всё меньшей и меньшей доли населения. Остальные должны бездельничать, занимать себя переливанием из пустого в порожнее и утешаться тем, что услуга тоже товар.

Ландберг много заметил, но мало понял. Отбирая предметы и орудия труда капиталист обесчеловечивает человека, уничтожает человеческое. Кстати отмечаемые многими тенденции дегенерации общества связаны с уничтожением человеческого. Это уничтожение должно происходить и происходит здесь и сейчас, всё более расширяясь. Учитывая, что сам капиталист, поскольку не трудится, постольку не человек, оправдать его деятельность не так, чтобы сложно, но просто невозможно.
Tags: накопление капитала
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments