Вот, вперёд уходит проспект Героев, вдали парит Юго-Западная ТЭЦ. Слева поле, за которым раскинулся Финский залив. Сзади меня будет построен мост, который выведет нас к району, известному как "Балтийская жемчужина":
Я повернулся налево и гляжу вдоль Дудергофского канала в сторону залива. Сегодня мороз за двадцать, от которого мы давно отвыкли, поэтому народу на льду канала немного. Если бывает потеплее, то приходит побольше народа, и вид канала напоминает известные картины голландцев:
А вот и вид на "Балтийскую жемчужину". Несколько домов уже построено вдоль Петергофского шоссе. Застраивают следующую очередь. В перспективе будет набережная вдоль канала:
Всех удивляет этот мост. Всё просто, он держит трубы, по которым вода идёт в "Балтийскую жемчужину" от Юго-Западной ТЭЦ. Видимо, укладывать трубы под каналом было ещё дороже:
Белый дом вдали стоит уже вдоль проспекта Казакова. Серый пятиэтажный недострой посреди картинки - на углу Ленинского и проспекта Героев. Как видите, район активно застраивается. Какой кризис? О чём вы? Карты Яндекса не успевают обновлять:
Вдали по заливу носятся эти... как их... забыл название (берут парашют как парус, встают на лыжи и туда-сюда, стадами по льду залива):
А лёд не такой неподвижный как кажется:
Он опускается и поднимается с водой под ним:
Он громоздится торосами:
Рыбачки говорят, что бурили полметра:
Поле между проспектом Героев и заливом огораживает дамба. Не знаю, зачем и как в ней проделали такие проходы? Размыло в какое-нибудь из наводнений?
Пока ходил, стадо парашютистов снесло налево:
Это место к востоку от канала называется "Угольный причал". На автобусе так и указан маршрут. Но как видим, суда нынче заправляют не углём, а чем-то жидким. Когда льда совсем нет или он потоньше, мы часто видим подходящие на заправку суда, самые разные, от буксирчиков и сухогрузов до круизных лайнеров:
Берег вдоль канала и залива укреплён россыпью гранитных глыб. Причём, сравнительно недавно, глыбы ещё не обточены водой:
Вдоль залива тянется всё та же дамба. Бродя летом я заметил, что её отсыпали из строительного мусора, причём частью - от строительства метро:
Прямо - Юго-Западная ТЭЦ, кстати, построена недавно, с год или два назад. По сторонам от неё видны строения и краны порта. А на поле ещё летом был лесок, но его сгребли огромным бульдозером, готовят место под застройку:
Панорама от Казакова до Захарова. Расстояние между ними поболее километра. Да от места, на котором я стою, до проспекта Жукова четыре километра. Представьте, всё это застроят. И утром всё это население выезжает на работу по двум дорогам: Ленинский проспект на восток и Жукова-Стачек (они сходятся на Комсомольской площади, считаем за одну) на север. И как тут без пробок? Пока на всё это население одна станция метро:
Кстати, здесь постоянно бродят люди, прогуливаются к заливу. А в уничтоженном лесу ещё летом собирали грибы. В домике, что справа, поменьше, в его левой части я и живу:
Малышам мороз не мешает, лишь доставляет новые игры. Но как потом горят щёки и руки!:
А вот получилось забавно. Пока строили мост, пока не натянули ванты, его поддерживали толстые сваи из стальных труб. Когда ванты натянули трубы уже можно было убрать, но в них налилась за всё время строительства вода, замёрзла, и в некоторых лёд не растаял, даже когда трубы обрезали газом:
Мост готов, осталось убрать вспомогательные площадки. Надо бы ещё убрать остатки свай. В "Балтийской жемчужине" будут яхт-клубы и пристани. Думаю, канал почистят:
Отправимся вдоль улицы Маршала Захарова в сторону улицы Доблести. Вон, виднеются вдали дома, построенные ещё
Налево видим нечто ужасное, бетонные ущелья:
При взгляде направо глаз отдыхает на зарослях Южно-Приморского парка. С этой стороны в нём даже нет асфальтированных дорожек, лишь натоптанные тропы разной ширины, да заросшие камышом канавы:
Называется "спальный район". Вы могли бы спать по соседству с ТЭЦ? А до неё больше километра, она не вредит ничем, кроме своего вида:
Ужасная застройка. Многоэтажные жилые дома ничем нельзя оправдать. Их задача только в том, чтобы облегчить труд строителей, чтобы они с наименьшими затратами могли отрапортовать о многих и многих квадратных метрах жилья. Внутри это те же хрущёвки. Они поставили три-пять хрущёвок стопочкой, а мы должны радоваться. Человек, выйдя за пределы своей квартиры, торопится проскочить подъезд, и не задерживаясь у подъезда, уехать. И как тут знакомиться с соседями? В доме должно быть место для общения соседей:
Бетонные нагромождения:
Четырёхэтажное здание - школа, где учатся наши малыши. Работает первый год. Новый проект, спортзал, бассейн, обширная спортплощадка. Строительству помогала депутат от "ЕР". Партия реальных дел, никто не спорит:
Внутри квартала вдаль уходят ряды семнадцатиэтажных панелек. Чудовищно. С моей точки зрения, если в доме нужен лифт, такой дом уже нельзя строить. Согласитесь, без лифта большая экономия на эксплуатации. Опять же, профилактика клаустрофобии:
Ну как поселить в душе у детей понятие красоты, если они ежедневно смотрят на это? Синий забор окружает строительство второй очереди школы. Моя жена голосовала за ЕР, поэтому строительство продолжается:
А эту картину я наблюдал каждый вечер, возвращаясь домой с работы. Сейчас хожу с другой остановки. Но как передать?.. никакой фотоаппарат не передаст ощущение черноты, абсолютной пустоты, которую я видел вдали между домами поздним вечером. Слева корпус в котором я живу:
А это я вижу из окна своей комнаты. В ясную погоду с балкона видны Пулковские высоты. И каждый второй раз, как посмотришь в окно, виден силуэт, ночью - огни, самолёта, летящего к Пулкову или от него:
Наш двор. Не так уж плохо устроен. Площадки, чтобы погонять мяч, огорожены небьющимся стеклом (несколько стёкол уже разбили). Сейчас бы одну из них можно было залить, но думаю, ЖЭК кивает в сторону канала, мол, кататься там на коньках, не перекататься:
Есть детские площадки, посажены деревья. А в новогоднюю ночь я узнал, что почти все фейерверки подлетают как раз на высоту двенадцатого этажа. Можно было свой не покупать, насмотрелись на всякие:
Ничего, придут наши, мы эти ряды железных вёдер с моторами уберём. Особенно гадко по зиме, стоит владелец, аккуратно сметает снег со своего тарантаса, а тот радостно отравляет атмосферу вокруг выхопными газами. И что этим моральным уродам скажешь, чтобы они прекратили так делать? Одного парня недавно такой сосед довёл. Парень просил-просил соседа не греть машину под окнами, но тот не обращал внимания. Парень бросил в машину соседа гранату. Народ сочувствует парню:
Из окна на другой стороне дома можно глянуть вглубь квартала:
Дом напротив ещё строят. Мы наблюдаем жизнь гастарбайтеров. У них общины. В какой-то праздник, ещё стоял забор, они за забором резали баранов, но мы сверху всё видели. Интересно:
Предпочитаем поглядывать налево, в сторону залива, пока его от нас не скрыли страшные панельки. Сегодня мороз, морозная дымка скрыла даль, а в ясные дни виден и Васильевский остров и Северо-Западная ТЭЦ на северном берегу залива. По заливу постоянно идут суда, часто подходят заправляться к цистернам:
Если смотреть прямо, ничего хорошего не увидишь. Надо в такие дома вселять их авторов, заказчиков и руководителей стройки. Ну посмотрим, кто поселится, бинокль есть:
В такие дни солнце уходит красным диском в морозную дымку:
Кстати, чуть не забыл:
А мне не привыкать смотреть
Индустриальные пейзажи.
И лёгкие мои на треть
Залиты угольною сажей,
Но я люблю, почти до слёз
Любовью пристальной и старой,
Огни, вращение колёс
И рёв разгневанного пара.
Почему-то при разглядывании окрестностей спального района вспоминались именно эти стихи...
Город - машина для жилья. Индустрия жизни. Тут, в спальных районах, машинное производство.