abzads (abzads) wrote,
abzads
abzads

Фламенко

Я ни разу не видел это вживую, только в кино или по телевизору.

Но и в телепередачах операторы стараются показать главное, авторы стараются передать, чем их это впечатлило, чем это интересно. Да и кинофильмы о фламенко снял не последний режиссёр - Карлос Саура. И снимал не абы кого - Кристину Ойос и Антонио Гадеса.

Реализм состоит не в точном воспроизведении действительности. Какое может быть точное воспроизведение танца на белой простыне? Реализм искусства в том, чтобы выявить главное, основное, значительное в каком-либо явлении. Причём, оно основное само по себе, независимо от восприятия отдельного человека, поэтому оно общее для всех. Отчего бы иначе меня, человека, который очень редко бывал южнее 60-й широты, привлекла мавритано-цыганская пляска?

Саура изобразил школу танцев, учителя там не раз говорили ученикам, как следует делать, режиссёр тут же показывал, исполнители были из лучших. Общее представление дали. Я запомнил, как учитель там говорила, что нельзя просто двигать руками, нужно чувствовать, переживать каждое движение.

После этих фильмов меня раздражал балет Моисеева, изображающий некий выдуманный испанский танец. У фламенко движение начинается плавно, но под конец останавливается быстро, почти резко, оно неравновесно, будто недосказанно, как открытый слог в конце строки. Движение классического танцора более округлое, симметричное, на пол танцор опускается мягко, в отличие от Гадеса, который застывает со стуком как посох пророка: "Так! Я сказал!"  Я понимаю, артист Моисеева учился танцевать почти босиком, а не в каблуках. Тогда пусть бы танцевал классику, чем жалкое подобие народной пляски. Такие номера допустимы как вставки в большой балет, но построение ансамбля исключительно на них выглядит неестественно. Кабарэ - это кабарэ, а не балет.

С такой подготовкой попал я на вечер фламенко.

И здесь у меня оформилась мысль, которую зародили фильмы: чем старше женщина, тем лучше она танцует. Танец требует переживания, но переживания девушки, ещё свежие, чистые и простые. Лучшей танцовщице на вечере было около 50 лет.

Было несколько групп, разного уровня. В самой сильной я поначалу обратил внимание на жизнерадостную смуглянку. Она чувствовала ритм, каждое движение было в меру. Как надо начиналось, как надо заканчивалось, ей в удовольствие было танцевать, так же как в удовольствие была бы ритмическая гимнастика. Было ритмичное движение, была радость от собственного красивого гибкого тела, удовольствие от внимания публики и больше ничего. "Смотрите, какая я!" А никакая. Точно так же можно было бы ходить на танец живота и прекрасно получалось бы. Это был великолепный механизм. Невозможно сопереживать ей, потому что не переживает она.

Вообще, ансамбль получался редко, да и не всегда постановщик старался создать ансамбль. Слишком индивидуальный танец. Тем более что дамы были без кавалеров. Я следил почти всё время за отдельными, высматривал, сравнивал.

Рядом с ладной смуглянкой я приметил крупную молодую женщину. Встретив на улице, глядя анфас, подумал бы: "О, русская красавица! Мой любимый размер!" Гладкое лицо, полные руки, округлые плечи, русые волосы (Или последнее - проделки светотехника, которому надо бы повыворачивать ручки за некоторые фокусы?). Сегодня в памяти уже стёрлись отдельные движения, остались лишь эпитеты, которые я подбирал, сидя в зале. Она переживала каждое движение. Её чувство не было лишь ощущением тела. Что-то было в душе, что-то хотела и не могла высказать, лишь могла показать. Откуда у северной девы испанская грусть? (почти Светлов)

Другая, за которой я следил, выступала в более слабом составе. Была ещё моложе, едва около двадцати лет. Самая высокая среди подруг. Я бы сказал, длинная, потому что непропорционально узкой кости. Соломенные волосы, вытянутое треугольное лицо, широкий рот, удлинённые тонкие руки. Увидев на фотографии, я бы сравнил её с богомолом. Но не на сцене. Движения не так оточены, как у смуглянки, ещё не столько чувств как у предыдущей танцовщицы. Но с возрастом и по мере занятий всё это придёт, всё это будет у неё. Есть ещё нечто. Она переживала за других. Она будто вспыхивала в массовых сценах. Она не просто делала синхронно со всеми то, что указал постановщик, не только показывала себя, она внимала окружающим.

А самая старшая была самая лучшая. Может быть, это учитель той школы? Не знаю. Она могла не заботиться о переживании, о чувстве, о точности ритма. Ритм был в её каблучках, чувство тянулось по прожилкам до кончиков пальцев, срываясь как капли, на взмахе. Она не переживала, но жила в движении. Ни музыка, ни танец никогда ни о чём не говорят. Они всего лишь передают эмоции, чувства. Эта танцовщица иногда плела из чувств такое сложное тонкое кружево, что я опасался, не потеряет ли публика нить. Но публика понимала или тактично молчала (по большей части в зале были родственники или знакомые). Говорят, эти танцы эротичны. Возможно сказалось, что не было партнёра, но возбуждающей эротики в её танце я не заметил. Ну не всегда же люди думают об этом.

Я не зря упомянул, что сказал бы о виде русской красавицы анфас. В профиль, когда станет постарше, посуше, она будет напоминать эту старшую, которая в свою очередь напомнила мне лицом Кристину Ойос.

Конечно, нельзя было обойтись без массовки, которая высыпала на сцену, как оздоровительная группа пенсионеров при дворовом клубе. Там был и единственный мужчина на сцене. Я всё решал про себя, в каком звании этот отставной военный? То думал на майора, но не командовавшего подразделением, то на прапорщика. Во всяком случае, его самоуверенности могли бы позавидовать разом пять мачо.

И всем на радость выпустили детишек. Они тоже могли не заботиться о чувствах. Они тоже просто жили в этих движениях, придавая им свой собственный смысл.

Потом придёт пора сомнений и самоутверждений. Рефлексии и попыток увидеть себя со стороны. Но это всё будет потом.
 

Tags: фламенко
Subscribe

  • Мы их хороним

    Секацкого всегда читаю с удовольствием. Умеет он посмотреть с неожиданной стороны на давно знакомое и рассказать с едва уловимой иронией, оставаясь…

  • Фукуяма был прав

    Прочёл наконец статью "Конец истории?" Угу, она так нашумела в то время, что не было необходимости читать. Похоже, слова о "последних гвоздях в…

  • Плагиат? Не думаю.

    "Странно, что все суперхиті времени СССР - это просто тупо содранные западные шедевры.. Неужели вообще не было способности ничего своего…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments