abzads (abzads) wrote,
abzads
abzads

Образ действительности

Чтобы понять, в каком доме живёшь, не выходя из него, можно посмотреть на его изображение. С пониманием общества примерно так же. Но не всякое изображение общества приводит к пониманию. Искусство, отсеивая шелуху, выдаёт нужное, главное, сущностное.


В 2006 году на экраны вышли три фильма, изображающие общество примерно одинаковым образом. Им предшествовал в 2005 году самый успешный фильм современного российского кинематографа.
 

--------------------------------------------------------------------------------

 
Перемен! требуют наши сердца.
Перемен! требуют наши глаза.
В нашем смехе и в наших слезах
И в пульсации вен:
Перемен!..
 

 

"Пыль" (Россия, 2005г.)
 
Его показывали на сторублёвых сеансах в одном кинотеатре Петербурга. Как было в Москве, не знаю, думаю, не лучше. При этом он собрал 24000 долларов, что вшестеро превысило смету съёмок. Ни один из широко разрекламированных в том году российских фильмов не достиг такого, считанные из них едва окупили затраты. К тому же, у создателей не было денег, чтобы привлечь внимание критики, поэтому критики отзывались бескорыстно, но отозвались все.
 
Сюжет фильма вышел из Гоголевской "Шинели". Простого рабочего парня, какого-то нескладного, пухлого недотёпу пригласили участвовать в эксперименте, в ходе которого у него возникло красивое мощное тело. По окончании эксперимента вернулось прежнее дряблое тельце, но парень уверился, что именно то, мощное, и есть его настоящее тело, и в течение всего фильма пытается вернуть потерянное.
 
Героя "Пыли" называют недоумком. Но это неправильно, он много думает, но не о том, о чём надо думать всем нормальным людям. Он знает, что происходит в мире, что есть наука и эксперименты, что надо послужить государству, знает, как ухаживают за девушками, но не это ему нужно.
 
Если бы это был просто анекдот, не стоило бы труда смотреть и рассказывать. Но перед героем мелькает всё наше общество: бандиты, особисты, тусовщики, глухонемые. Последние здесь играют важную роль. "Учитель физкультуры умер. Кричал-кричал, а мы ж глухие... Вот и доорался...". Но это будто сказано о нашем герое: он говорит, а его не понимают. И это рассказ об огромных слоях нашего общества: правители говорят, кричат, а люди их не слышат, живут своей жизнью.
 
Учёный, придумавший эксперимент, объяснил парню, что он - пыль, что он и такие как он ничего не значат. Как одна маленькая капля, отражающая целый мир, эта история одного маленького человека отразила мир маленьких людей, которые с божественной высоты правителей кажутся серой пылью, покрывающей асфальт больших городов. Но эта безмолвная пыль мечется, пытается думать и ищет своё настоящее. Завершил фильм человек, который языком глухонемых проорал песню "Перемен! Мы ждём перемен!" Если упорно не замечать пыль, она засыпет по самую маковку.
 

"Огни городской окраины" (Германия, Финляндия, Франция, 2006 г.)
 
Сразу и не поймёшь, окраину какого города изображает фильм. Имена героев финские, а подвыпившая компания рассуждает по-русски о классической литературе. Городская тюрьма похожа на наши Кресты. А женщина на вопрос хозяина, хочет ли она поехать в Париж, Рим или куда-либо ещё, отвечает: "Выбери сам. Для меня все города одинаковые". Фильм изображает не просто город, но всё общество со стороны окраины.
 
Героя фильма тоже назвали недоумком. Он тоже одинок. Его одиночеством и воспользовалась женщина, подосланная бандитами, чтобы выведать секреты охраны ювелирного отдела. Но он не недоумок. Он многое замечает, понимает и сразу принимает решение. Он верит людям. Он говорит, что может открыть собственное охранное дело, и совершает все нужные для этого действия: бизнес-курсы, бизнес план, заявление о кредите. Но дело не получится, и не потому что он некредитоспособен, а потому что не лежит у него душа к бизнесу. По сути, он не человек буржуазного общества.
 
Он понимает, что женщина его обманула, но не выдал её, а позже - поднял руку на её хозяина. Тому хозяину, кстати, украденные деньги много счастья не приносят: пойло, табак, да жратва подороже, получше, чем у нашего героя, - вот и всё, а счастья по его лицу не видно.
 
Название фильма перекликается с Чаплинскими "Огнями большого города". Тот человечек тоже никогда не унывал и готов к новым подвигам. Наш финн тоже не унывает, в приюте рассуждает о будущем новом деле, а после финальной взбучки честно заявил: "Я не умру".

 
"Борат" (США, 2006 г.)
 
Это тоже успешный фильм, он занял пятнадцатое место в мировом прокате за 2006 год. Это скандальный фильм: режиссёр на вручении очередного приза поблагодарил "всех американцев, которые ещё не подали на меня в суд".
 
В эпоху Просвещения появился такой литературный приём у авторов, желающих показать недостатки своего общества: они отправляли дикаря - существо наивное, с естественной моралью - в свою цивилизованную страну. Журналист Борат - житель мифического дикого Казахстана - едет "культурно изучать Америку для пользы славной казахской нации". (Поговаривали, что фильм запретили показывать в Казахстане и некоторых дружественных странах, но турагентства в начале 2007 года сообщили, что число туристов, желающих увидеть Казахстан, утроилось под влиянием фильма.)
 
Находясь в Нью-Йорке, наш герой увидел изображение Памелы Андерсон и отправился через весь континент, чтобы жениться на ней. Перед ним мелькают лица Америки: политики, студенты, школьники, сектанты, люди "высшего среднего класса", негры-подростки, расисты, евреи. Ко всем он подходит со своей открытой наивностью и неловкостью. Он не приспособлен к этому миру.
 
С уважением изучая обычаи американцев, герой развенчивает многие мифы об "американском образе жизни". Не настолько свободные там люди, как рассказывает реклама. Не настолько терпимые. Общество США разделено в себе самом, противоречиво. Богатые презирают бедных, лощёные - непричёсанных, женщины - мужчин, мужчины - женщин.
 
Не удалось ему увезти Памелу в традиционном свадебном мешке, но подходящая жена нашлась. Не такая стройная, но такая душевная! И ещё много полезного извлёк дикарь из изучения американской цивилизации, хотя сами американцы удивились бы, что эти новые странные казахские обычаи переняты у них.

 
"Свободное плавание" (Россия, 2006 г.)
 
Не только одиночка с окраины, не только дикарь в цивилизованной стране приходят в общество со стороны. Молодой человек, начиная трудовой путь, тоже открывает новый для него мир. Герой фильма - рабочий парень, вчера пришедший на завод. Сегодня завод закрыли, и парень отправился в свободное плавание по жизни. Он старается учиться всякому делу, которому его учат умные и успешные люди на заводе, или у прилавка на рынке, или на дорожной работе.
 
Парень внимает словам дорожного мастера об ответственности и любви к своему делу, о качественной работе и всё понимает прямо и принимает, честно работает. Наивно? Он помешал бригаде схалтурить. Пришлось руководителю учить его своим тяжёлым кулаком, что выручка важнее качества.
 
По душе парню пришлись только два мужичка, которые из баржи и трактора смастерили мелководный самоход, в навигацию возят грузы, а зимой спят как медведи. Эти мужички тоже в свободном плавании.
 
Любой молодой человек ищет не просто своё место в жизни. Он строит свои будущие отношения с людьми. Человек есть то, что он есть для других людей, поэтому молодой, по сути, ищет себя.
 
* * *
 
Итак, наш герой. Приспособившиеся к цивилизации называют его дикарём и недоумком, но он думает и мечтает. Он ищет себя, своё место в жизни. Он не поражает жизнерадостностью, но он не унывает. Неудачи не приводят его в отчаянье, и он начинает жить снова и снова. Он не умрёт. Для творцов и вершителей судеб, он - пыль под ногами. Он немногословен, да и то, что говорит, не помогает ему толком объясниться. Что ему говорят, он будто не слышит. На самом деле, он слышит, но из услышанного и увиденного отбирает себе не всё и не так, как сказали. Он не будет приспосабливаться к миру и разным говорунам.
 
Это народ, как он есть. Он не может высказаться, чтобы быть услышанным. В эксплуататорском обществе дозволено высказываться только господствующему классу. На улицах народ привычно незаметен, как пыль. Выделяются видом из толпы лишь господа да их холуи. Художник вынужден продаваться господам, чтобы иметь возможность работать, и делает то, что им выгодно или нравится. Потому, изображаемые обычно люди имеют с народом не больше общего, чем хор из "Бориса Годунова". Да и не всякий художник присматривается к маленьким людям, у которых нечего взять.
 
Но хороший художник чувствует происходящее в обществе. За повседневной суетой он видит основное течение и показывает нам в образах. В этих образах сама реальность, несмотря на мифических дикарей и фантастические подмены тел.
 
Развитие капитализма привело общество в тупик. Это настроение господствует во всём мире. Только так можно объяснить одновременное появление в разных странах, на разных континентах одинаковых образов действительности. Те, кто приспособился к этому тупиковому обществу, не будут его менять. Это тоже понятно всем. Только сам народ проломит выход из тупика. Только народ в поисках себя настоящего изменит себя, изменит общество.
 
...мы ждём перемен!
 

Tags: народ
Subscribe

  • Ещё один эффективный менеджер

    Сотрудница принесла мне несколько брошюрок, изданных незабвенным "Политиздатом". Одна из них за авторством некоего Леонида Ильича Брежнева называется…

  • Не все тесты одинаково полезны

    Насколько понимаю, некий комитет по контролю и профилактике попросит организацию по надзору за медицинскими препаратами (я в курсе, что не только…

  • Дальше! Дальше! Дальше!

    Интересно, в ковидную прививку входит озверин? Если судить по некоторым репликам привитых, озверение налицо. Я сомневаюсь во всём, как завещал…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments