abzads (abzads) wrote,
abzads
abzads

Categories:

Правильный Сталин

По сути, историки и социологи не исследуют, как Сталин пришёл к власти, но обвиняют в этом. Сталин — абсолютное зло как для называющих себя истинными марксистами, так и для называющих себя их противниками. Сталин виноват в том, что пришёл к власти, а что он к ней пришёл, сомнений нет.

Я не уверен в том, что традиция такого обвинения пошла от Троцкого, я не проштудировал всю антисталинскую литературу, но Троцкий тоже не сомневался во власти Сталина, и тоже обвинял его, хотя и попытался осторожно показать, что Сталина к власти привели, и попытался найти, какие слои общества сделали это. Продолжателем троцкистской традиции был Роговин, который в своих сочинениях столь же механически расслаивал советское общество и отвешивал на социологических весах сталинцев и антисталинцев.

Защитники Сталина, по сути, повторяют тезисы обвинения, лишь давая им противоположную оценку.

На мой взгляд, ближе всех к истине подошёл Дойчер своими двумя тезисами: во-первых, в российской деревне было движение за приобретение собственности, а в российском городе — за уничтожение собственности; во- вторых, в ходе гражданской войны, и без того тонкий, слой промышленного пролетариата был уничтожен, и по её окончании имелась диктатура пролетариата без пролетариата.

История революции напоминает цепь, сваленную в кучу, поднять которую не под силу. Все помянутые и непомянутые исследователи хватаются за одно-два звена, поворачивают их так и эдак, оторвать не могут, это понятно, но главное, никто не нашёл то звено, за которое можно вытянуть всю цепь. История революции до сих пор не написана.

Слово "революция" можно перевести как "возвращение". Латинская приставка "ре" означала "возобновление", сравните "реституция", "реставрация". Средневековые астрологи, описывая движение небесных светил, употребляли слово в значении "возврат к исходной точке в циклическом движении", и первые революционеры применили этот термин в отношении общества не как переворот существующего порядка с ног на голову или с головы на ноги, но как возвращение к исконному, справедливому порядку, к исходной точке, от которой и пойдёт истинное развитие. Люди воспринимают сам существующий порядок, который привёл к кризису, как нарушение некоего исконного, о котором у них остались воспоминания. Люди не придумывают светлое будущее, но по сути, вспоминают светлое прошлое. Кто-то назвал историю политикой, обращённой в прошлое, но можно назвать память о светлом прошлом, памятью, обращённой в будущее. Люди делают свою историю, исходя из условий действительности, действительность не только здесь и сейчас, действительность включает и весь человеческий опыт. Весь человеческий опыт убеждает людей в существовании некоего правильного порядка. Но в сознании казалось бы невозможно совмещать существование порядка с наличием нарушений, фактически с беспорядком, и сознание услужливо относит существующий идеал в светлое прошлое.

Мечта о светлом будущем ничуть не лучше памяти о светлом прошлом, она так же обманчива и так же мешает увидеть единственно настоящее.

Движение природы подчинено порядку. Солнце встаёт каждое утро и каждый вечер садится. Ежегодно сменяются мороз и зной. Крестьянская идеология утверждает порядок. Действия людей, выходящие из ряда, приведут к вселенскому нарушению, тогда миру придётся плохо. В крестьянской идеологии отдельные люди могут нарушить закономерности мироздания. Поэтому крестьянское общество или возвращает нарушителей в ряд, или изгоняет их, и всегда старается уравновесить нарушение. Особые обряды существовали как для поддержания порядка, так и для устранения нарушений.

Вообще, это абсурдно, признавать не только возможность, но даже существование нарушений установленного порядка. Если нарушения есть, то значит порядка нет. Если есть порядок, то не может быть нарушений. Но возможность абсурда, одновременная правота противоположных суждений, есть предпосылка и необходимое условие сознания.

Автор исследования "Сталин и борьба за лидерство в большевистской партии в условиях НЭПа" воспроизводит дежурные фразы о злопреступности Сталина, но неизменно называет его гениальным. Вот так, прошерстив множество бумаг, докладов и постановлений, писем и заметок, он сделал такой неутешительный для критиков вывод. Ну что же, гении бывают и злыми.

Буржуазная идеология старается представить гения сумасшедшим, нарушителем порядка, который своим нарушением переводит общество на ступень выше или ниже, или на несколько ступеней. Это такой необычный человек, стоящий выше или ниже массы людей, и тянущий её вверх или вниз. Это как муравьи, которые тянут сухой лист в разные стороны, но в целом притягивают его к муравейнику. Само появление гения случайно.

В марксизме гения понимают скорее как самого обычного человека, воспринимающего самым непосредственным образом общественный или естественный порядок и передающего своё восприятие другим людям. В марксизме нет места гениям добрым и злым, есть лишь потребность осознания закономерностей развития с целью овладения развитием.

Сталин гений в той степени, в которой воспринимал общественные потребности и закономерности и действовал в соответствии с этим восприятием.

Революцию делают для возвращения к порядку. Это правильный порядок, когда средствами производства распоряжаются те, кто знает, как их применять, а плодами труда — те, кому нужно их потреблять, землёй — крестьяне, фабриками — рабочие, хлебом — голодные. Представление об этом порядке осознаётся как память о светлом прошлом или мечта о светлом будущем.

Автор вышеупомянутого исследования для начала показывает положение в партии в начале 1921 года. Например, "...еще 29 апреля 1921 г. Оргбюро ЦК, проводя решения съезда в жизнь, постановило: «1) Кампанию по всестороннему разъяснению крестьянским и рабочим массам продналога считать важнейшей для настоящего момента. 2) Всем Губкомам немедленно же дать точные сжатые отчеты, что ими сделано в этом направлении, прислав в ЦК исчерпывающие материалы, отметив все возникшие на местах в связи с проведением продналога новые неразрешенные вопросы. Давать сводки еженедельно». Но поначалу выполнялась директива плохо. Местные партийные организации явно не спешили. Удивляться нечему и здесь, так как политика большевистского руководства в крестьянском вопросе не отличалась особой последовательностью и в 1918–1920 гг. Однако за пределами деревни ясности и порядка было и того меньше..." (конец цитаты)

Подчеркну "ясности и порядка было и того меньше". То есть, ни в деревне, ни в городе, ни в центре, ни на местах ясности и порядка не было. Организация, которая руководила жизнью страны, сама не была руководима. Губкомы не давали не то что "точных и сжатых" отчётов, они могли не дать никаких. Местные власти не торопились переходить к продналогу. Демобилизация Красной армии привела к росту бандитизма. А на конференции в декабре 1921 года товарищ Сосновский, защищая товарища Каменева, всё не последние товарищи, заявил о НЭПе: "Я думаю, что тов. Каменев и даже весь ЦК не может объяснить, до каких пор будет продолжаться отступление. Да и я не знаю, отступление ли это и не прав ли был тов. Евдокимов, когда сказал, что это вовсе не отступление".

"С осени 1921 г. беспартийная интеллигенция переживала эйфорию ожидания подлинной либерализации и даже коренного изменения политического режима... негативное отношение значительной части интеллигенции к Советской власти сохранялось все двадцатые годы. Важным представляется и то обстоятельство, что ошибки и отдельные послабления режима внутри страны зачастую воспринимались как шаги к неминуемой гибели Советской власти".

Состояние партии можно охарактеризовать одним словом "беспорядок". Подробнее? Коммунисты массово выходили из рядов. В Центральный комитет даже поступило предложение "занести в Устав РКП(б) пункт, разрешавший временный выход из партии с сохранением стажа, но при условии обязательного возврата в партию по истечении отпуска. Таким способом автор заявления предлагал сохранить для партии следующую категорию ее членов, "которые устали от несения партийных обязанностей, от партийной дисциплины и хотят отдохнуть, освободиться. Обыкновенно эти т.т. подают заявления о выходе из партии".

Или из сообщений в ЦК:

"много есть членов партии, которые мечтали и мечтают давно, как бы залезть повыше и получить побольше деньжонок. Этим самым из наших членов р.к.п. создаются не идейные коммунисты, а идейные карьеристы"

"Я, раненый красный командир, немного подлечился и на днях уезжаю на южный фронт. Прожив в Москве 3 месяца, я видел то, о чем никогда и не догадывался. Видел разврат среди наших ответственных работников-коммунистов и видел поощрения творимого ими произвола со стороны ЦЕКА... Наша Коммунистическая Рабочая Партия накануне банкротства: никакого авторитета у партии нет, а если и есть, то только страх перед ЧЕКА. А почему? Да потому, товарищи, что наши партийные Комитеты стали бюрократическими органами. Они совершенно оторвались от масс..."

"Вы думаете, что мы не знаем, что как какой-нибудь товарищ поднял голос, так его ссылают на окраину"

Вот "показательный сюжет" о состоянии дел в сельской ячейке: "Вместо 90 человек в 1920–21 гг. в комячейке состоит сейчас 14 человек, из них 10 кандидатов, т.е. из старых осталось всего 4 человека. Куда же делись остальные 86 человек? 12 человек вычищено по чистке в конце 1921 г., 10 исключено после чистки по разным причинам. 14 убито в 1920–21 г., 30 командировано на партийно-советскую работу в уезд и губернию, на учебу, а 2 человека после исключения из партии ушли в уголовные банды и были нами расстреляны". — Точность подсчёта лишь подчёркивает состояние дел.

"...член президиума Ставропольского губкома и председатель губисполкома Ф.С. Лизарев в докладной записке в ЦК от 2 мая 1921 г. в качестве широко распространенных явлений назвал пьянство, протекционизм, укрывательство преступлений, расхлябанность, бандитизм, грабежи, истязания, безделье", описывал конкретные случаи, а Ленин отозвался: "Записка Лизарева архиважна. Надо обратить сугубое внимание и проверить через вполне объективных людей".

"Например, в Нижегородской губернии деревенские коммунисты закладывали кулакам-самогонщикам за самогон партийные билеты. В одном из уездов Воронежской губернии партийная ячейка "спилась до того, что ограбила кооператив, сборщика, убила секретаря ячейки и скрылась, перейдя на положение бандитов".

Что-то я увлёкся цитированием. Подробнее в книге, а напоследок сладкое: "В документах Секретариата ЦК прямо признавалось, что даже в Москве секретари не имели ячеек, не имели соответствующего стажа и обычно избирались из умеющих писать". То есть, были и такие члены партии, положившей в основу своей деятельности марксизм, которые не умели писать.

В организации, которая провозгласила себя авангардом на пути к обществу, которое "есть учёт и контроль", не было упорядоченного учёта, и чтобы руководить порядком в стране, сначала надо было установить порядок в партии. Партия была вождистского типа. Не Ленин единолично создал её такой, она такая сложилась, и Ленин принимал ключевые решения. Понятно, что он не принуждал сторонников, а убеждал их, но он умел быть убедительным. Представления о его демократизме преувеличены позднейшими воспоминаниями. К тому же, решения проблем в общественной области всегда двусмысленны, неоднозначны, и лучше всех об этом знают принимающие их, и испытывают самые большие сомнения, и как тут не постараться согласиться с убедительным человеком.

Нужен порядок, нужна структура, и нужен человек, который её создаст. И кто это мог бы быть на тот момент, кроме Сталина? Поставьте себя на место Ленина, оцените ситуацию и решайте. Почему бы не взять человека, который с 1919 года руководит Государственным контролем, преобразованным в 1920 году в Рабоче-крестьянскую инспекцию? Человек уже несколько лет занят тем, что остро необходимо партии, организацией учёта и контроля.

Хотел ли Сталин изначально стать тем, чем он стал, предметом культа? Не уверен. Стремился ли к единоличной власти? Вот так вот, изначально, как его обвиняют историки?

Мне ответят, что он достиг и власти, и культа, значит — хотел. Не хотел бы, не достиг бы. Но сами такие критики всегда ли достигают поставленной цели? И всегда ли достигнутое — это именно то, к чему стремились?

В массе людей из рабочих кружков, явочных квартир, демонстраций, забастовок, митингов, восстаний, споров и дискуссий надо было навести порядок, создать структуру, изгнать примазавшихся и преступников. Ленин поручил это Сталину, и тот принялся за дело. Кто скажет, что он плохо выполнил поручение? Он выполнил его гениально. Ленин верно угадал исполнителя.

Отдельно следует остановиться на троцкистской критике. По сути, она сводится к простому утверждению, если бы на месте неправильного, деформированного Сталина оказался правильный Троцкий, то паровоз революции на всех парах мчался бы прямо в коммунизм. Непонятно только, о каком месте речь. О месте генерального секретаря, сосредоточившего необъятную власть? Но для этого надо было начинать с простого и скучного государственного контроля. Когда товарищ Сталин по ниточке подбирал бразды правления, у товарища Троцкого были другие, грандиозные задачи. Позже товарищ Троцкий самоустранился от партийных дел, я не могу другим словом выразить своё впечатление от чтения толстых романов на заседаниях Политбюро. Всё дальнейшее походило лишь на крики и угрозы опоздавшего пассажира вослед уходящему поезду. Товарищ Троцкий был гений, в своё время и на своём месте, но времена меняются и заменяют одних гениев на других.

Революция мне неинтересна, мне интересна контрреволюция. Попытка вскрыть движущие противоречия контрреволюции через противоречия революционеров ложна и бессмысленна, потому что революционеры контрреволюционны по своей природе. Лифшиц однажды подчеркнул самодержавие революционеров.

Революционна масса, а представитель её контрреволюционен самим своим представительством. Он представляет массу, это есть реакция на революцию. Революция состоит в объединении человечества, а выдвижение представителей есть новое расслоение, то есть, всё то же старое, против чего идёт масса, это снова расслоение, развитие общества всё по тому же пути противоречия общественных слоёв, это дурная бесконечность, это продолжение того, против чего восстали.

Поэтому революционер, который осознаёт свою революционность, обманывает себя. Истинным будет тот, кто осознаёт свою реакционность, кто воспримет возвышение как трагедию, кто будет стремиться к самоуничтожению.

В этом смысле Иисус был истинным революционером. В двадцатом веке распятие для истинных революционеров заменили ледорубом.

В этом смысле Сталин не больший контрреволюционер, чем вождь Ленин или Троцкий, который сосредоточил в своих руках необъятную власть уже тогда, когда Сталин ещё только начинал.

В этом смысле Сталину надо поставить в заслугу то, что ему ставят в вину, уничтожение так называемой ленинской гвардии, которая занимала руководящие посты на основании прошлых заслуг, если конечно полагать здесь его произвол. Способность к упорядоченному высококвалифицированному труду для планового производства важнее вдохновенных революционных порывов. Так называемые новобранцы тридцать седьмого в общем имели более высокое образование и неплохо проявили себя в дальнейшем. Надо было только вовремя уничтожить их.

Сегодня, в рождественские каникулы, когда масса населения попивает пивко у телевизора или занята чем-нибудь иным, столь же привлекательным и осмысленным, кто-то читает мой бложик, отложив на пару минут какое-нибудь "Государство и революцию", а читая сие "Государство и революцию", представлял себя в мечтах эдаким предводителем восставших от пивка и телевизора масс. Так вот, эти представления контрреволюционны.
Tags: Сталин
Subscribe

  • Пара мыслей от Хобсбаума

    Ещё год-другой назад прочёл "Короткий XX век" и выписал пару цитат, чтобы подумать. Мысли оптимистичные, но спорные. Ничего я не придумал,…

  • Не все тесты одинаково полезны

    Насколько понимаю, некий комитет по контролю и профилактике попросит организацию по надзору за медицинскими препаратами (я в курсе, что не только…

  • Дальше! Дальше! Дальше!

    Интересно, в ковидную прививку входит озверин? Если судить по некоторым репликам привитых, озверение налицо. Я сомневаюсь во всём, как завещал…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments

  • Пара мыслей от Хобсбаума

    Ещё год-другой назад прочёл "Короткий XX век" и выписал пару цитат, чтобы подумать. Мысли оптимистичные, но спорные. Ничего я не придумал,…

  • Не все тесты одинаково полезны

    Насколько понимаю, некий комитет по контролю и профилактике попросит организацию по надзору за медицинскими препаратами (я в курсе, что не только…

  • Дальше! Дальше! Дальше!

    Интересно, в ковидную прививку входит озверин? Если судить по некоторым репликам привитых, озверение налицо. Я сомневаюсь во всём, как завещал…