abzads (abzads) wrote,
abzads
abzads

Кому вагон, кому паровоз, кому вольные степи

Нормального исполнения не нашёл, но это лучше, чем прочие. Большой взрослый хор заунывно наслаждается собственным звучанием, но это же боевая, жизнеутверждающая песня, призыв и сообщение на весь мир. В памяти отложилось, что парни в "Старой крепости" шагали бодро и горланили. Вчера в тексте этот эпизод не нашёл, хотя упоминание, как о любимой песне, есть:



Но всё же, это дети, а надо бы, чтобы спели подростки, входящие во взрослую производительную жизнь. Нет, уже не споют, не те времена.

Это образ вооружённого рабочего коллектива. "Мы в недрах наших мастерских куём, строгаем, рубим, не покладая рук своих. Мы труд фабричный любим". Они делают машины и управляют ими, это машинисты. "Наш паровоз мы пустим в ход, такой, какой нам нужно". Когда ищешь в интернете по теме, почти все ссылки выдаёт с текстом "Наш паровоз вперёд летит", хотя правильно "Наш паровоз, вперёд лети!" Показательная оговорочка современности, с повелительного на повествовательное. И существенно, что автор стихов не установлен, наиболее вероятно коллективное творчество, настоящая народная песня.

Заслышав первую строчку следующей песни, Гальперин, думаю, довольно потирал руки, ухмыляясь. "Имеет смысл толковать только повторяющиеся сны":



Если у вас повторяется какой-то сон, значит у вас есть какая-то постоянная забота, которая уходит в тень, когда вы бодрствуете, и проявляется, когда затихают мысли о дневной суете. Причём, разъяснить эту заботу вы сами можете не всегда, хорошо бы рассказать кому-нибудь стороннему. Тот же Гальперин рекомендовал студентам никогда не толковать повторяющиеся сны друзьям, потому что, растолковав, вы потеряете этих друзей, потому что в повторяющемся сне проявляется переживание, о котором не хочется думать.

Хорошие стихи, а стихи Левитанского хорошие, не сочиняют, их записывают. Они как повторяющиеся сны, это заботы многих людей, которые проявляются в мыслях поэтов. Люди повторяют хорошие стихи, слушают хорошие песни, потому что они созвучны их настроениям, образы узнаваемы. Художественное произведение не повествует, точнее, оно создаёт образ, повествуя. Точнее, человек узнаёт в нём свой образ действительности. Если не узнаёт, то не слушает, не читает, не повторяет. Поэтому имеет смысл толковать хорошие стихи.

В данном случае толкование несложно. Был образ машины, могучей силы, которую создал человек, который любит свой труд и направляет силу туда, куда ему нужно. Причём, всё это радостно. Через четыре десятка лет человек запутался, и ему страшно. "Замкнутый круг сплетающихся трасс" — это образ из кошмара, это безысходность. Человека несёт, "вращение Земли перемещает", ему даже не надо двигаться. А что ему надо? Вагон, "который мной обжит". И что он в нём делает? "Там речь гудит как печь", азартно и с пылом. Языком ему надо болтать, а не мешки ворочать. Но всё-таки, хотя бы нужен азарт и пыл.

Когда шестидесятники пели о комиссарах в пыльных шлемах, это не от приверженности к социализму, социалистами они оказались говёнными, это от тоски по страсти своих отцов. Потом они так же заунывно пели о корнетах и поручиках песни, которые только по незнанию называли белогвардейскими. Те белогвардейцы были страстными и азартными не менее, чем их враги. Их песни были бодрые и жизнеутверждающие. Недаром полагают, что для песни о своём паровозе мотив и ритм стиха молодые рабочие взяли у своих врагов.

В общем, шестидесятники — не машинисты, а пассажиры. И недоумки. Левитанский в 1993-м подписал письмо сорока двух, Никитины в 2015-м излились печалью по убиенном Немцове.

(Лирическое отступление. Стихи Левитанского не такие уж и хорошие. Я всегда чувствую какое-то внутреннее неудобство от слов "там любят лечь — так лечь", произносимые с эдакой энергией, и в сочетании с "рубят — так сплеча". "Уж я лягу, так лягу..." Это что? Азарт? Пыл? Видимо, тесновато в купе, ничего больше и нельзя, как лечь, а рубят сплеча только иносказательно, языками.)

Ну что же, детки подвели итог машинистам и пассажирам:



Тут даже и толковать нечего, всё проясняет последняя строка. Полный разброд. Это поэзия распада, казалось бы, но образ спорщиков, которые идут, каждый своей дорогой, связан с образом жизни, которая идёт своей.

Все эти размышления о паровозах, машинистах, пассажирах связаны у меня с лекцией, которую недавно посмотрел, точнее, с одним из утверждений лектора:



Лектор называет несколько проблем планирования, накопившихся к 60-м годам, и главная из них, на мой взгляд, отсутствие целеполагания. Понятно, что мы идём к коммунизму, но как идти, какие шаги делать, непонятно. Что производить, какой быт организовать? В результате присматривались, как делают буржуи, и повторяли. Отсюда и дебильная теория конвергенции. На самом-то деле, буржуи к тому времени тоже не понимали, что делать. Получилась конвергенция недоумков с придурками. Так и живём. Но всё ещё живём.
Tags: паровоз
Subscribe

  • Забавное совпадение

    Написав предыдущий пост, расслабился, глянул, нет ли чего послушать на Ютубе, и среди первых рекомендация это. И ведь ухитрился Юлин ни разу не…

  • (no subject)

    Призадумался недавно о капиталистическом перепроизводстве. К собственному стыду, не помню, где Маркс рассматривает кризисы перепроизводства, и не…

  • То, что называют кризисом, продолжается

    "...средний американец нынче зарабатывает примерно столько же, сколько получал его дедушка в далёком 1958 году". Лет десять назад были опубликованы…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment