abzads (abzads) wrote,
abzads
abzads

Categories:

Кому вагон, кому паровоз, кому вольные степи

Нормального исполнения не нашёл, но это лучше, чем прочие. Большой взрослый хор заунывно наслаждается собственным звучанием, но это же боевая, жизнеутверждающая песня, призыв и сообщение на весь мир. В памяти отложилось, что парни в "Старой крепости" шагали бодро и горланили. Вчера в тексте этот эпизод не нашёл, хотя упоминание, как о любимой песне, есть:



Но всё же, это дети, а надо бы, чтобы спели подростки, входящие во взрослую производительную жизнь. Нет, уже не споют, не те времена.

Это образ вооружённого рабочего коллектива. "Мы в недрах наших мастерских куём, строгаем, рубим, не покладая рук своих. Мы труд фабричный любим". Они делают машины и управляют ими, это машинисты. "Наш паровоз мы пустим в ход, такой, какой нам нужно". Когда ищешь в интернете по теме, почти все ссылки выдаёт с текстом "Наш паровоз вперёд летит", хотя правильно "Наш паровоз, вперёд лети!" Показательная оговорочка современности, с повелительного на повествовательное. И существенно, что автор стихов не установлен, наиболее вероятно коллективное творчество, настоящая народная песня.

Заслышав первую строчку следующей песни, Гальперин, думаю, довольно потирал руки, ухмыляясь. "Имеет смысл толковать только повторяющиеся сны":



Если у вас повторяется какой-то сон, значит у вас есть какая-то постоянная забота, которая уходит в тень, когда вы бодрствуете, и проявляется, когда затихают мысли о дневной суете. Причём, разъяснить эту заботу вы сами можете не всегда, хорошо бы рассказать кому-нибудь стороннему. Тот же Гальперин рекомендовал студентам никогда не толковать повторяющиеся сны друзьям, потому что, растолковав, вы потеряете этих друзей, потому что в повторяющемся сне проявляется переживание, о котором не хочется думать.

Хорошие стихи, а стихи Левитанского хорошие, не сочиняют, их записывают. Они как повторяющиеся сны, это заботы многих людей, которые проявляются в мыслях поэтов. Люди повторяют хорошие стихи, слушают хорошие песни, потому что они созвучны их настроениям, образы узнаваемы. Художественное произведение не повествует, точнее, оно создаёт образ, повествуя. Точнее, человек узнаёт в нём свой образ действительности. Если не узнаёт, то не слушает, не читает, не повторяет. Поэтому имеет смысл толковать хорошие стихи.

В данном случае толкование несложно. Был образ машины, могучей силы, которую создал человек, который любит свой труд и направляет силу туда, куда ему нужно. Причём, всё это радостно. Через четыре десятка лет человек запутался, и ему страшно. "Замкнутый круг сплетающихся трасс" — это образ из кошмара, это безысходность. Человека несёт, "вращение Земли перемещает", ему даже не надо двигаться. А что ему надо? Вагон, "который мной обжит". И что он в нём делает? "Там речь гудит как печь", азартно и с пылом. Языком ему надо болтать, а не мешки ворочать. Но всё-таки, хотя бы нужен азарт и пыл.

Когда шестидесятники пели о комиссарах в пыльных шлемах, это не от приверженности к социализму, социалистами они оказались говёнными, это от тоски по страсти своих отцов. Потом они так же заунывно пели о корнетах и поручиках песни, которые только по незнанию называли белогвардейскими. Те белогвардейцы были страстными и азартными не менее, чем их враги. Их песни были бодрые и жизнеутверждающие. Недаром полагают, что для песни о своём паровозе мотив и ритм стиха молодые рабочие взяли у своих врагов.

В общем, шестидесятники — не машинисты, а пассажиры. И недоумки. Левитанский в 1993-м подписал письмо сорока двух, Никитины в 2015-м излились печалью по убиенном Немцове.

(Лирическое отступление. Стихи Левитанского не такие уж и хорошие. Я всегда чувствую какое-то внутреннее неудобство от слов "там любят лечь — так лечь", произносимые с эдакой энергией, и в сочетании с "рубят — так сплеча". "Уж я лягу, так лягу..." Это что? Азарт? Пыл? Видимо, тесновато в купе, ничего больше и нельзя, как лечь, а рубят сплеча только иносказательно, языками.)

Ну что же, детки подвели итог машинистам и пассажирам:



Тут даже и толковать нечего, всё проясняет последняя строка. Полный разброд. Это поэзия распада, казалось бы, но образ спорщиков, которые идут, каждый своей дорогой, связан с образом жизни, которая идёт своей.

Все эти размышления о паровозах, машинистах, пассажирах связаны у меня с лекцией, которую недавно посмотрел, точнее, с одним из утверждений лектора:



Лектор называет несколько проблем планирования, накопившихся к 60-м годам, и главная из них, на мой взгляд, отсутствие целеполагания. Понятно, что мы идём к коммунизму, но как идти, какие шаги делать, непонятно. Что производить, какой быт организовать? В результате присматривались, как делают буржуи, и повторяли. Отсюда и дебильная теория конвергенции. На самом-то деле, буржуи к тому времени тоже не понимали, что делать. Получилась конвергенция недоумков с придурками. Так и живём. Но всё ещё живём.
Tags: паровоз
Subscribe

  • "Brooks" на "Стриде"

    Настолько удивился, что решил оставить для истории. Хозяйке было приятно моё удивление. Всё длилось пока стояли в ожидании зелёного, да переходили.…

  • "Это несерьёзно". (Бывалый в исполнении Моргунова)

    Такого короткого сезона ещё не было, короткого по времени и расстоянию. Вчера выпал первый снег, влажный и липкий. Растаял к утру, но накануне…

  • Скучная летняя поездка

    Для велосипедиста, как для алкоголика, различные события лишь повод, но никак не причина, сесть на велосипед. О причине потом. Нынешний сезон у меня…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment