abzads (abzads) wrote,
abzads
abzads

Categories:

Поступились прибылью


Британский премьер-министр Тэтчер славна тем, что в ее эпоху происходила приватизация многих отраслей хозяйства, в том числе - транспортной. Под разговоры об убыточности железных дорог, о неспособности государства эффективно управлять, единое хозяйство в 1996 году разделили. Рельсы и станции оставили в одной компании, вагоны разделили между несколькими перевозчиками, ремонт и обслуживание отдали субподрядчикам. Все продали частным лицам - акционерам. Точно так же сейчас делят железные дороги России.

Справедливость требует сказать, что сокращать этот вид транспорта, как устаревший и ненужный, начали задолго до премьерства Тэтчер, на волне массовой автомобилизации. Протяженность железных дорог сократилась с 34 тыс. км в 1950-м году до 19 тыс. км в 1975-м.

Лишь когда передали отрасль частным лицам,  вдруг выяснилось, что капиталисты хотят отнюдь не управлять, но получать дивиденды. Чтобы дивиденды были повыше, уменьшили вложения в основные фонды, сократили работников, увеличивая интенсивность их труда.

К тому же выяснилось, что некоторые линии (например - в малонаселенные районы), которые надо сохранить ввиду их социальной значимости (что-то это напоминает?), не могут приносить прибыль и требуют государственных субсидий. Если в 1994-м году государство субсидировало - пока еще свои - железные дороги на 3,2 млрд. долларов (4,3 млрд. долларов в ценах 2005-го года), то в 2005-м - частные - на 9,1 млрд. долл. Благодаря этому, акционеры стали класть в свой карман средства, полученные не только от пассажиров, но и от государства.

Из-за множества перевозчиков введено несколько десятков разнообразных тарифов, которые непонятны населению. Это было бы еще терпимо, но слишком медленное обновление основных фондов и чрезмерная интенсивность труда привели к увеличению ошибок в работе железных дорог. На деле это значит - участились простои, опоздания, аварии.

Несмотря на все эти неприятности, несмотря на всеобщую автомобилизацию, число пассажиров британских железных дорог превысило максимум, достигнутый когда-то в 50-х годах, а по сравнению с падением, случившимся в 80-х - увеличилось вдвое
Люди стали больше ездить в поездах. Вид транспорта, как говорится, востребован. Но капитал, вопреки обещаниям приватизаторов, не отвечает на рост спроса соответствующим ростом предложения.

Британские газеты во весь голос обсуждают необходимость и возможность передачи государству железных дорог. Правительство пока молчит. Но кое-что сдвигается. Уже часть пригородных линий передана в ведение компании общественного транспорта, которая принадлежит властям Лондона. В будущем, городские власти намерены взять под свой контроль все пригородные линии, приходящие в Лондон, чтобы объединить в единую систему общественного транспорта вместе с метро и автобусами. Если работа системы будет успешна (а куда деться городским властям?), то правительству придется заговорить о национализации всех железных дорог.

Политика, которую проводило в Великобритании правительство Тэтчер, в США - правительство Рейгана, называлась политикой неолиберализма. Всюду приватизация и монетизация. И во всех отраслях примерно одинаковый результат - ухудшение работы. Это крах неолиберализма. Это кризис капитализма, примерно такой же, какой был в первой трети прошлого века. Тогда начинались социалистические революции. Тогда капитализм спасали, уступая господствующим настроениям, усиливая роль государства в экономике. Тогда капиталисты готовы были поступиться частью прибылей, чтобы сохранить саму возможность извлекать прибыль из чужого труда.

Сегодня в Латинской Америке распространяются социалистические настроения. В Англии говорят о национализации некоторых отраслей. В России одной рукой приватизируют железные дороги, но другой - создают госкорпорации. Началась новая эпоха революций.
 
Tags: национализация, неолиберализм, общественный транспорт, приватизация
Subscribe

  • Не трогай кучку

    Интересно, как это у них получается? Сознательно так не получится, у творческих личностей атмосфера должна быть такая, чтобы от чтения каждой статьи…

  • Не та Катюша

    Криатифф в очередной раз зашкалил. Установили памятник Катюше, да не какой-нибудь левой, той самой, которая из всемирно популярной песни. Нет,…

  • Куда дальше?

    Сергей Шнуров – живое олицетворение Петербурга для всего остального мира. Благодаря ему все знают, что в Питере надо пить, москвичом быть плохо, а…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments