"Большой террор" - спецоперация по приказу 0047 (если правильно помню номер). Бывшие кулаки и приписанные к ним нетоварищи. Тут Сталин и его команда потеряли контроль, НКВД трудился самостоятельно и с увлечением. Это было революционное увлечение. Работники НКВД не были садистами, они искренне боролись с контрреволюцией теми методами, какими умели. Останавливали их почти такими же методами. Это была трудная задача - вернуть государству контроль над службой безопасности этого государства. Наумов называет это третьей волной "большой чистки".
Первая волна - борьба со старыми ленинцами. Это чаще всего ставят в вину Сталину современные товарищи. Мол, уничтожил ленинскую гвардию, старых большевиков. Но он и сам не из молодых большевиков, и в его компании у многих дореволюционный стаж. Наумов так и пишет, что этот этап был борьбой одних старых большевиков с другими.
Я вот хочу спросить товарищей обвинителей: а что, "старый большевик" - это звание какое? Это даёт носителю непогрешимость в вопросах революции, как папе римскому - в вопросах веры? Ах! - переживают обвинители, человек был настоящим искренним коммунистом, а его репрессировали. Так и Ежов был настоящим искренним коммунистом-революционером, боролся за революцию. Ну да, увлёкся, с кем не бывает...
Когда читаю обвинения в уничтожении ленинской гвардии, у меня возникает мнение, может быть ошибочное, будто обвинители полагают, что ленинская гвардия должна быть неприкосновенна. Самый главный аргумент - это старый большевик, поэтому нельзя его трогать. Не понимаю. По-моему, так революционеров надо менять по мере того, как развивается революция. Одни люди подходят для подпольной работы, другие - на митингах ораторствовать, третьи - организовать производство на советских предприятиях. А тут эти старые большевики оказываются заложниками бюрократии, которая понимает только движение вверх по иерархической лестнице, "до уровня своей некомпетентности", и для обновления приходится принимать весьма сильнодействующие средства, вплоть до ампутации.
Вторая волна чистки - молодые большевики, если так можно выразиться, пришедшие на высокие посты заменить старых большевиков. Я так понял Наумова. Но их тоже не всех подчистили, как и старых, как и работников НКВД. Кого-то вычистили, кого-то оставили.
Кстати, в результате "большой чистки" повысился образовательный уровень администрации. У товарищей, которые приходили в администрацию в 20-е годы, был весьма низкий уровень образования, каковое они получали ещё в царской России, а их смена - питомцы советской школы, "лучшей в мире". Сюжет о пламенном борце революции времён гражданской войны, который едва ли не по складам разбирает написанное, едва ли не ходячий сюжет. В качестве иллюстрации есть замечательная повесть Либединского "Комиссары" о школе для комиссаров, которую открыли по окончании боевых действий. Ещё Роговин отмечал более высокий образовательный уровень "новобранцев 37-го года". Позже аналогичный вывод я встретил в исследовании о репрессиях в Красной армии.
В общем, революционеров надо менять по мере развития революции.