abzads (abzads) wrote,
abzads
abzads

Category:

Новый великий скачок

Протяжённость скоростных железных дорог КНР уже составляет почти две трети от мировой, но прокладка только набирает обороты. Через восемь лет планируют достичь протяжённости в 38 тысяч километров (сейчас более 22 тысяч при мировой более 35 тысяч). Для сравнения, к 1980 году в СССР было 142 тысячи километров по эксплуатационной длине. Тут могут быть тонкости подсчёта. Например, как считать двухпутную дорогу, как двойную по длине к однопутной? Эксплуатационная длина не учитывает станционные пути, и т.д. но в общем и целом масштаб впечатляет.

Никто не задаётся вопросом, а зачем нужны высокоскоростные железные дороги? Если кому-то нужно быстрее доехать, существуют самолёты. Когда-то прочёл, чтобы была максимальная пропускная способность, скорость поездов должна быть около шестидесяти километров в час. Охотно верю, для автомобильной полосы называют скорость около 50 км/ч. Ведь, надо время и расстояние, чтобы разогнаться или затормозить, нужна безопасная дистанция между поездами, а чем больше скорость, тем больше дистанция, и тем меньше поездов идут по линии. Затраты на строительство скоростного пути больше, чем обычного. Сами поезда тоже дороже. Обслуживание дороже. Тариф на проезд должен быть в разы выше, чем на обычный поезд, и как бы не выше, чем на самолёт. При разумной организации перевозок скоростные железные дороги бессмысленны. Сейчас обсуждают строительство скоростной грузовой железной дороги из Китая в Европу через Россию, но это ниже критики.

Вообще, чрезмерное строительство в КНР удивляет. Пешеходный мост для туристов, сделан стеклянный настил, чтобы любоваться пропастью под ногами. Протяжённость более пятисот метров. Это самый большой, а есть и поменьше. В промышленности похожее положение. Недавно прочёл, что предприятия велопроката выставили на улицы Пекина более двух миллионов велосипедов. Интересно, когда окупятся затраты? При жизни владельцев или их детей?

Вроде бы, подобная мощь должна вызывать восхищение, но она вызывает недоумение. На что люди тратят огромные силы? Такое впечатление, что эти силы сознательно направляют на создание бесполезных вещей, лишь бы люди не сидели без дела. Нечто подобное истории дворовых доменных печей в эпоху "великого скачка". Одно радует, при таком избытке производительности в КНР есть движение за ликвидацию нищеты. Людям предоставляют новое жильё. Хотя бы это неплохо. В России и того нет.

Мне думается, недопроизводство в России и перепроизводство в Китае — две стороны одной медали.
Tags: кризис накопления
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments