abzads (abzads) wrote,
abzads
abzads

Призрак большевизма

Читая книгу Кантора "Чертополох", главу "Сандро Боттичелли", припомнил одиннадцатый тезис, призадумался. Дело в том, что книга не столько о живописи и не столько о философии, сколько о живописном выражении философии. Кантор делит художников на две категории: декораторов и тех немногих, которые рассказывают в картинах, изображают достижения европейского гуманизма. И вот, читая четвёртую главу, я припомнил тот самый тезис. А в пятой обнаружил: "Его страстью было создать человека. Микельанджело, подобно некоторым своим современникам, полагал, что, создав совершенного человека, прояснив проект Бога, можно преобразовать мир, в котором мы живём. Сегодня эта идея кажется крамольной. Нам видится опасный большевизм в идее улучшить всеобщее бытие. Фразу Маркса о том, что, мол, "прежде философы объясняли мир, а надо бы этот мир переделать", принято цитировать как варварскую".

Озадачен. Кому эта идея кажется крамольной? Кто это цитирует известную фразу как варварскую? И почему эту фразу, мягко говоря, исказили?

Живопись самого Максима Кантора мне не нравится, но вот его книгу "Учебник рисования" я рекомендую. Прочёл когда-то, заинтересовался и слежу за его записями. Он успешный художник, его картины в известных галереях, за границами России он проводит больше времени, чем внутри. Во мнениях его и раньше были некоторые странности, а со времён "покоренья Крыма" совсем свихнулся, если судить по заметкам в Фэйсбуке. Как всякий успешный художник, он вошёл в светское общество. Конкретней, в европейский свет-полусвет, он не только знает господствующие тенденции европейского оглупления, но и выражает их, как явствует из приведённой цитаты. Весьма похоже, эта книга — поток сознания, пишет как запомнилось, даже моя мелкая эрудиция отмечает неточности подробностей истории и живописи. И похоже, не полез уточнять тезис в собрание сочинений, а написал как помнит. В тезисе звучит не "надо бы", но "дело заключается в том". Человек не помнит, в голове не записано как на бумаге, человек мыслит об увиденном, и это называют памятью. Память и есть мышление. Кантор не помнит слов Маркса, он думает, или это европейская глупость думает, что они вот такие, не категорическое утверждение сущности, но прекраснодушное пожелание. Похоже, он хорошо устроился в этом мирке европейских интеллектуалов и вслед за ними не хочет ничего менять, чтобы он ни говорил. В заметках по разным поводам он повторяет "так жить нельзя", но мыслит, что изменять мир не дОлжно.

"Нам видится опасный большевизм". Интересно, сам-то Кантор перечитывал, что он написал, или так сдал издателю, от глаз подальше? Он же не раз в этой книге повторяет, что художники перенимают друг у друга, а здесь так и читается "призрак ходит по Европе, призрак большевизма". Опасный призрак варварских изменений пугает тонкую художественную натуру европейского интеллектуала.

А я вот подумал о словах: "Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его". Объяснять мир — не дело для философа. Дело — изменить мир. Но кто изменять-то будет? Получается так, что философы. Пока человек не стал философом, он не может изменить мир, и не может стать философом, не изменяя его.
Tags: крупный мыслитель
Subscribe

  • Не все тесты одинаково полезны

    Насколько понимаю, некий комитет по контролю и профилактике попросит организацию по надзору за медицинскими препаратами (я в курсе, что не только…

  • Дальше! Дальше! Дальше!

    Интересно, в ковидную прививку входит озверин? Если судить по некоторым репликам привитых, озверение налицо. Я сомневаюсь во всём, как завещал…

  • "Эй! Интеллигенская прослойка!.."

    Слоттердайк помещает интеллигенцию в прослойку между трудящимися и буржуазией, но в дальнейшем изложении приходит ощущение, что она не прослойка, а…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments