abzads (abzads) wrote,
abzads
abzads

Category:

Дискуссия об АСП

Странно, что в наше время ещё встречаются сторонники концепции "азиатского способа производства". Думаю, эти люди просто не читали книгу Ю.В. Качановского "Рабовладение, феодализм или азиатский способ производства?"

С другой стороны, небезызвестный Ю.И. Семёнов читал, потому что его в указанной книге поминают не раз, но не исправился и даже в 2011 году издал сборник своих заблуждений.

А меня марксистское чутьё не подвело, я с самой первой встречи не доверял этому АСП. Пятичленка выглядит так изящно, что не может не быть истинной. Любая пристройка её портит. Но это чувства, а вот товарищ Качановский собрал все аргументы сторонников разнообразных АСП (угу, их много всяких), разложил по полочкам и убедительно показал их несостоятельность. Нет смысла пересказывать это кратко, короче, чем в указанной книге, не скажешь. Полезно будет всякому познакомиться и как с образцом добросовестной научной работы. Впечатляет библиография на четырёх языках, не считая русского.

Интересно выглядит теперь пятичленка. Сначала первобытная община распадается на соседскую, появляются семейные хозяйства. Но семейное хозяйство ещё не может производить продукта достаточно для эксплуатации. Эксплуатация требует затрат от эксплуататора, и затраты по изъятию прибавочного продукта первобытных семейных хозяйств превышают сей продукт. Но есть нелюди, например, иноплеменники, их можно заставить трудиться, изымая не только скудный прибавочный, но и часть необходимого продукта, то есть, до истощения. Их не жалко, можно захватить ещё. Со временем производительность крестьянского труда превышает производительность рабского труда, от эксплуатации рабов отказываются и переходят к эксплуатация крестьян. Следующий скачок производительности — мануфактурное производство, затем машинное, и дальше вы знаете сами. Тут мы видим, что срединную формацию, эксплуатацию крестьян, обрамляют две формации, в которых господствует эксплуатация некрестьян. По-моему, симметрично, красиво. Причём, в обоих случаях эксплуатируемый класс составляет меньшинство от численности общества. Некоторые на этом основании даже отрицают существование рабовладельческой формации. На этом же основании можно отрицать наличие капитализма во Франции XIX века, там крестьянство составляло большинство населения. Да и в стране классического капитализма, Великобритании, в то же время, промышленный пролетариат не был большинством. Когда капиталисты поделили мир, нет уже смысла говорить о разных частях человечества, об эволюции различных частей, как имело смысл ещё в начале Нового времени, до колониальных захватов.

Следует отметить, что в различных частях человечества, сравнительно изолированных друг от друга, как например, Китае, Америке, Африке, Индия, Европа, развитие шло приблизительно параллельно, где-то быстрее, где-то медленнее. До древнегреческой эпохи, кстати, быстрее развивался Китай. Интересно, что мировые религии возникли приблизительно в одно и то же время в разных частях Евразии. Отдельные маленькие периферийные общества, вроде северных народов Азии, дотянули первобытнообщинный строй почти до современности, но это неудивительно.

В общем, картина выглядит так, что "мелкая буржуазия — синоним народа". Это почва, на которой вырастает развитие общества. Обращение в рабство общинников, своих или варварской периферии, питало рабовладение. Ограбление мелких собственников, названное высоконаучным словом "экспроприация", вскормило капитализм. Этот общественный слой служит реализации прибавочной стоимости.

Были такие люди в Ленинграде 80-х годов, которые называли себя "Современная марксистская мысль". Они доказывали, что советская перестройка — это мелкобуржуазная реакция на революцию. Было что-то интересное в их аргументах. Это я к тому, что и здесь мелкая буржуазия постаралась.
Tags: крупный мыслитель, мелкая буржуазия
Subscribe

  • Цена и ценность

    В наукообразной политэкономии господствует спекуляция. Всё по-прежнему, рассуждают о том, что завод произвёл товар, но при этом загрязнил окружающую…

  • Закрыл тему

    Действительные причины, вызвавшие провал советской хозяйственной системы, как показано в нашей книге, прямо вытекали из самого характера…

  • Фукуяма был прав

    Прочёл наконец статью "Конец истории?" Угу, она так нашумела в то время, что не было необходимости читать. Похоже, слова о "последних гвоздях в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments